dymov (dymov) wrote,
dymov
dymov

Category:

Индия. День тринадцатый. Вечер. Костры Варанаси. Мать - Ганга.



Итак. Мы присоединились к друзьям и сели в лодку.
Фото 1. Вид на Варанаси с водной глади Ганги более полноценен - весь берег открывается как на ладони.


Фото 2. У половины зданий вид такой - словно о них забыли пол века назад.


Фото 3. Вся береговая линия в черте города - это сплошные каменные ступени - гхаты. Всего их (этих выходов из города к реке) - 84.

Некоторые не действуют и закрыты. Но таких мало.

Фото 4.Саша пересказывает нам то, что говорит наш кормчий-экскурсовод. Учитывая не очень понятный английский этого товарища и отсутствие некоторых зубов, информация до нас доходит кусками.


Фото 5. Выдержка из сетевой информации: Гхат Хариш Гхандра получил свое название в честь мифологического короля Хариш Гхандры. Этот гхат представляет собой одно из двух традиционных мест кремации, а также один из древнейших гхатов Варанаси. В 1986/1987 годах здесь был открыт работающий на электричестве крематорий. Но кремация умерших на дровах продолжается и дальше, поскольку индицы считают сжигание тел в электрокрематории не очень "духовным" и выпадает это в основном на долю бедняков.


Фото 6. Пестрая картинка береговой линии Бенареса (одно из множества названий Варанаси).


Фото 7.

Гхат Виджаянагара считается одним из важнейших гхатов Варанаси. Он моментально узнаваем по белым и красным полосам на ступенях и не только - возвышающийся над ним Храм Виджаянагара, является одним из важнейших и популярнейших среди паломников, которые совершают на гхате свои ритуальные омовения.

Фото 8. Любопытствующий Саша;)


Фото 9. Некоторые строения на берегу - это остатки фортов и замков. Много храмовых построек. Но есть и просто - жилые дома.


Фото 10. Эта девушка, лихо лаврируя на своей лодчонке, курсировала между таких как наша - прогулочных шаланд, и предлагала купить ритуальные подношения в виде композиции из цветов и свечи, чтобы пускать их на воду. У нас уже были такие. Она было даже хотела схитрить, что те, что лежали в лодке - это ее, но мы сообщили ей, что купили их на берегу.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14. Один из самых сложно поддающихся описанию словами, гхатов - Маникарника гхат. Несмотря на такое мелодичное название - это самое популярное место для кремации умерших во всей Индии. Десятки костров. Тонны дров. До двух сотен человек за день.

Но мы к нему еще вернемся. Как на лодке, так и в своем повествовании.

Фото 15. Храм Шивы.


Фото 16. Сложно представить, что среди этой архитектуры всегда хранились дрова. Но глядя на фото 150-летней давности, становится ясно,
что по крайней мере, давно. Хотя, что такое для Индии - 150 лет?


Фото 17.
Храм у Сциндхия-гхат (Scindhia Ghat) был построен в 1830 г., но оказался так огромен, что частично упал в реку, после чего его перестроили.

Фото 18. А вот, что делает на Ганге, у берегов Варанаси, спасательная шлюпка, очень вероятно, что советской постройки, я так и не понял.


Фото 19.


Фото 20. Воздушных змеев в небе, больше чем птиц.


Фото 21. Надо отметить, что инжийцы стали много путешествовать по своей родной стране. Как видим, Варанаси, тут не исключение.
А возможно, даже - первое место, куда они едут, ввиду его святости.

Ну и почему бы им вечерком, не прокатиться на лодочке по Ганге.

Фото 22. Панчаганга-гхат (Panchghanga Ghat). Его название говорит о том, что здесь должны сливаться пять (подземных) рек. Над гхатом возвышается меньшая мечеть Аурангзеба, известная также как мечеть Аламгира (Alamgir Mosque), которую он построил на месте большого храма Вишну.


Фото 23.Такие вот, балкончики.


Фото 24. Застройка разных эпох громоздится друг на друга.


Фото 25. Такой вот выход в город.


Фото 26. Узенькие улочки прибрежных районов Варанаси.


Фото 27.  Это тоже улица.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30. Обычный варанасский подъезд. И, кстати, здесь не редко ездит мототранспорт.


Фото 31.


Фото 32. Лавка, где продают крупы и муку.


Фото 33. Колоритные персонажи, не так ли?


Фото 34. Не удивлюсь, если в объявлении на стене, написано "мусор не бросать, штраф" и т.п.


Фото 35.Обычные бенаресские пацаны.

Кстати - что-что, а одеваются индийцы скромно, но аккуратно по большей части (не считая разных садху и прочих небожителей).

Фото 36. Идешь вдоль стены здания, а тут раз - швейная мастерская.


Фото 37. Еще один подъезд и выход к реке.


Фото 38.


Фото 39. Такое вот "граффити".

В наших широтах и мужику с посохом и коню, уже давно бы пририсовали сами знаете что.

Фото 40.


Фото 41. Мы снова у реки.


Фото 42.


Фото 43.Здесь почти не видно - но вот там, недалеко от лодочки на которой мы путешествуем по реке, на берегу, одна собачка терзает труп другой собачки, который, мягко говоря... уже не очень свеж. Об этом свидетельствовал даже запах. Это информация специально для Иры.;)

В этом акте, собственно, так много Варанаси. Среди цивилизованного мира, под светом электрических фонарей, на берегу священной, но нереально загрязненной реки, у тысячелетних стен - тлен, грязь и эфемерность бытия, ощущаешь, как нигде более. Любое кладбище после этого - как поляна в лесу или веселый заливной луг. Но дальше будет веселей.

Фото 44. Довольно симпатичный отель разместился у Ганеша Гхат.


Фото 45. Дворец "Лакшми" на Bhonsala Ghat


Фото 46. На переднем плане не земля. Это остатки подношений, соломы от ритуальных фигурок и прочего мусора, плавают на поверхности воды.


Фото 47. Обилие лодок у берега.


Фото 48. Движемся в обратном направлении - с Севера на Юг. По течению реки.


Фото 49. Маникарника гхат. Вечером имеет просто завораживающий вид.


Фото 50. Особенно, когда знаешь, что каждый из ярких костров - это одно человеческое тело, прах которого потом будет предан реке.


Фото 51. Поговаривают, что домик по центру - это гест, где доживают свой век престарелые индийцы, которые приехали сюда со всей Индии, чтобы умереть и быть сожжеными в этом месте.


Фото 52. В этом месте мы высадидись на берег, чтобы подойти поближе и узнать больше об этом священном и таинственном месте.

Краткая информация такова: людей в этом месте кремируют на протяжении 3500 лет. Ровно столько непрерывно горит огонь в специальном костре.
В день сжигают до 200 тел. Стоит это дело от 10 до 17 тыс. рупий (1 доллар - 62 рупии). Хотя, на самом деле - верхней планки нет, потому что богачи предпочитают использовать для костра ароматное сандаловое дерево, которое стоит очень дорого. Есть вариации в том, во что заворачивают умершего и какими маслами натирают. Работают здесь исключительно люди из касты "неприкасаемых". Только в отличие от остальных неприкасаемых, эти, очень богаты. Помимо платы за кремацию, им достаются все украшения умерших и здесь это не является неприемлемым. Здесь так и должно быть.
В процессе сожжения, у мужчины вынимается грудная кость (грудина) и бросается в реку. У женщин берут тазовую кость, для того же. Таким образом, вместе с пеплом после кремации, который тоже затем развеивают в реку, "душа" умершего переходит в небесную сферу и освобождается от череды перерождений. Почему именно здесь, в Варанаси? Потому что именно здесь, по древним преданиям, сходятся три реки - небесная, подземная и, непосредственно, сама мать - Ганга.
Мужчину из родни умершего, который занимается погребением, в знак траура бреют налысо (я слышал, что даже сбривают брови).
Одновременно на Маникарнике горят около 12-15 костров. Они размещены на разных уровнях. Среди огня преспокойно ходят вездесущие коровы и их никто не прогоняет. Надо отметить, что огню могут быть преданы не все люди. Не сжигают, по религиозным соображениям - детей до 12 лет, беременных, садху (святых, которые посвятили свою жизнь отшельничеству или подобным религиозным поискам), больных лепрой, и укушенных змеей. Всех, кроме укушенных, отвозят на середину реки, и, привязав тяжелый камень, топят в воде. Укушенных укладывают на плот или лодку и отпускают ее по течению реки, ибо считается, что тот кого укусила змея, не умер, а находится в состоянии похожем на кому. А значит, может еще проснуться.
Фотографировать на этом месте, как и вести съемку, негласно запрещено. Хотя законодательно такого запрета не существует. На самом деле, это лишь одна из статей заработка властвующей здесь мафии. Потому что за съемку можно запросить с иностранца, совершенно не стесняясь и 100, и 200 долларов. И, считая это весьма экзотичным, он их выложит.

Фото 53. После Маникарники, мы отправились на середину Ганги, для запуска на воду свечей в орнаменте из цветов - это похоже на какую-то разновидность праздника Дивали, только по времени с ним не совпадающую.

На мой взгляд, это было нечто, придуманное индусами для того, чтобы делать деньги на туристах. Не удивлюсь, если они каждый день там эти фонарики на воду спускают.

Фото 54.Юра отпускает все самое плохое с чашечкой и свечкой в ней.


Фото 55. Ира и Эдик - на подходе. А Саше больше подходит речь из "Особенностей национальной рыбалки" - Алло, дорогая? Я где? Сижу на топляке, в нейтральных водах, неподалеку от границы с Финляндией. А ты? Ты на Кипре!?.   ;)


Фото 56. Лерка и Оксана на фоне гордских огней.


Фото 57. Ну просто колдуны-шаманы.


Фото 58. Язычники - как ни крути;))


Фото 59. Вид на Маникарнику.

Каждый из нас отпустил свою свечу, а с ней и все плохое... воды реки спокойно подхватили эти огни и понесли с собой вдаль. А мимо, на каких-то плавучих островках из соломы, то и дело проплывали птицы, по виду похожие на цапель.

Фото 60. А это мы уже выбрались на берег и в поисках кафе, где можно было бы поужинать, постоянно натыкались на колонны сопровождающие свои Сарасвати, к утоплению в Ганге. Группы молодых людей были веселы и перепачканы сухими красками, как на празднике Холи.


Фото 61. Фигурки потрясали изяществом и количеством. И все это потом сбрасывалось в реку. Словно буддийская мандала -
создаваемая долго и кропотливо - разрушалась потом одним движением.


Фото 62. Это вам прощальный вид на набережную Варанаси. Город, в который надо приезжать на недельку, чтобы хоть что-то понять и почувствовать в обилии и хитросплетении истории, религии, людей и смыслов.

Ночью нас ждет новая дорога и, затем - новое место на карте.


Tags: Бенарес, Варанаси, Ганга, Индия, гхат, кремация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments